РУС БЕЛ ENG

Методическая копилка

План мероприятий по предупреждению совершения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

План мероприятий в рамках республиканской профилактической акции "Дом без насилия!"

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

 

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

 

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

 

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05-01 Береснева 200 14 11        05-01 Головнева 222 45 13               05-01 Матюшонок 222 61 57             

консультант                               заместитель начальника                заместитель начальника ГУВРиМП -

УСВИР                                        УСВИР                                               начальник УСВИР                                   

 

[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

 

[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

свернуть

Обобщённая информация по результатам социального расследования по факту неблагополучии в семье несовершеннолетних

ОБРАЗЕЦ

Обобщённая информация

по результатам социального расследования

по факту неблагополучии в

семье несовершеннолетних:

(Указываем Ф.И.О., дату рождения)

 

Социальное расследование начато: Дата

Социальное расследование закончено: Дата

        Информация, на основании которой начато социальное расследование в отношении несовершеннолетнего (указываем Ф.И.О., дату рождения), оказавшегося в неблагоприятной для него обстановки: Указываем дату поступления информации, от кого вы её получили и краткий текст неблагополучия. Например: 28.09.2021 из управления по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома получено сообщение о возможном неблагополучии в семье несовершеннолетних Иванова Дениса Александровича, 16.03.2021 года рождения, Иванова Александра Александровича, 02.02.2020 года рождения. (УЗ «Вилейская ЦРБ» сообщает, что семья проживает в одной комнате частного дома, в котором длительное время идёт ремонт. В комнатах антисанитарные условия: постельное бельё, посуда для питания грязные, обои на стенах частично отсутствуют, штукатурка местами отвалилась. Дом не пригоден для проживания малолетних детей. Родители частично выполняют рекомендации медицинских работников: не явились на осмотр с младшим ребёнком к врачу-педиатру(фельдшеру) в 6 месяцев.) Исходя из выше изложенного, Вилейская ЦРБ просит провести социальное расследование и рассмотреть вопрос о признании семьи Ивановых находящейся в социально опасном положении.

Комиссией в составе: указываем Ф.И.О., должность, дата посещения  посещена семья Ф.И.О. родителей проживающих с детьми по адресу: Указываем полностью адрес проживания.

В ходе посещения сделаны следующие выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетним:

При посещении установлено, что

Описываем ситуацию в семье на момент посещения: начинаем описание с придомовой территории, указать в каком состоянии (покосившиеся надворные постройки, территория захламлена ненужной утварью, территория не обкошена, огород зарос сорняками), далее описываем, что увидели в доме (возможно, неприятный затхлый запах в помещении, грязная посуда на кухне, разбросаны вещи, ковровые покрытия грязные, влажная уборка не проводится, у детей имеются спальные места (указать кровать, тахта, диван, кресло-кровать), оборудовано место для подготовки к урокам (указать письменные стол, компьютерный стол, обеденный стол на кухне, парта самодельная), имеется одежда и обувь, имеются продукты питания (попросить родителей, чтобы они показали , а вы  перечислите продукты питания в акте), имеются развивающие игры, игрушки.

Узнать у родителей, причину ссоры (на бытовой почве, неприязненные отношения между родителями, частое употребление алкоголя, ревность и т.д), или причину не выполнения медицинских указаний, или почему имеются нарушения пожарной безопасности и т.д.

Общая характеристика семьи: Мать – Ф.И.О., дата рождения, указываем место работы и должность, зарегистрирована  и проживает по адресу: указываем адрес

Отец- Ф.И.О., дата рождения, указываем место работы и должность, зарегистрирован  и проживает по адресу: указываем адрес

(Не всегда родители и дети зарегистрированы и проживают по одному и тому же адресу)

Указать состоят ли родители в браке, если брак расторгнут, то указать дату.

Если с семьёй проживает сожитель матери, указываем все данные по нем (регистрацию, место работы и должность)

Если у детей разные родители, то обязательно указываем всех родителей.

Если мать одинокая, то просите родителей предоставить справку из ЗАГСа о том, что она одинокая мать. Если родители не предоставляют эту справку, то можно сделать запрос в УОСиТ, чтобы методист оказал помощь в получении такой справки. Для этого надо написать запрос с управление по образованию, спорту и туризму и приложить копию свидетельства о рождении ребёнка.

Сын: Ф.И.О., дата рождения, зарегистрирован, обучается (указать полностью учреждение образования, класс, или специальность)

Если дети ранее признавались СОП или НГЗ (указать дату признания- дату снятия и критерии СОП или НГЗ)

Общая характеристика жилья: Семья или мать с детьми проживает в 3-х комнатной, благоустроенной квартире, деревянном доме без удобств или с частичными удобствами (указать, например, водопровод), отопление печное, паровое. Уточните у родителей, если имеется газовое оборудование в исправном ли оно состоянии (возможно было предписание о замене газовой плиты). Общая площадь…., жилая площадь……Собственник жилья (указать). Возможно родители проживают в качестве нанимателя, то кому принадлежит жильё.

 

На основании информации, полученной от субъектов по профилактике семейного неблагополучия установлено:

       Прописываем информацию, полученную от каждого субъекта профилактики, также кратко изложить текст из характеристик на родителей и сожителей.

На основании информации, полученной от ближайшего окружения семьи: ( чтобы получить информацию, нужно побеседовать с родственниками, соседями)

       На основании информации, предоставленной педагогическими работниками учреждений образования, в которых воспитываются, обучаются несовершеннолетние установлено: (кратко изложить информацию)

По итогам психологической диагностики установлено: (кратко изложить диагностическую информацию, которая определяет детско-родительские взаимоотношения)

Выводы по результатам проведения социального расследования

       Указываем критерии и показатели социально опасного положения согласно ПОСТАНОВЛЕНИЯ №22

Приложение на _____ л. в _____ экз (прикладываются все поступившие материалы)

Дата, подпись ответственного за подготовку обобщающей информации (согласно приказа руководителя учреждения образования)

свернуть

Образец запроса при социальном расследовании

 

 

                                                                                            Примерный образец

 

НА БЛАНКЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Название учреждения здравоохранения

«                 »

О предоставлени информации

 

ГУО «НАЗВАНИЕ» в соответствии с Положением о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22, в рамках социального расследования, проводимого                    в связи с поступлением информации о семейном неблагополучии (КРАТКО УКАЗЫВАЮТСЯ СВЕДЕНИЯ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ), просит предоставить в срок до ЧЧ.ММ.ГГГГ информацию о ребенке (детях) и его (их) родителях, имеющую значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся                            в социально опасном положении, в отношении:

ФИО, ДАТА РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА;

ФИО, ДАТЫ РОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (РОДИТЕЛЯ), проживающих по адресу:

Одновременно просим предоставить предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки.

Дополнительно сообщаем, что в отношении ФИО, ДАТА РОЖДЕНИЯ имеется следующая информация об употреблении (о возможном употреблении) спиртных напитков, когда такое употребление является (может являться) причиной семейного неблагополучия: УКАЗЫВАЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ (о совершении правонарушения в состоянии алкогольного опьянения; о нахождении                        с признаками опьянения в присутствии ребенка; иные сведения                            об употреблении алкоголя родителем, которое приводит к нарушению прав и (или) законных интересов ребенка, а также иная информация,                      в том числе сообщение родственников или соседей, свидетельствующая                            о возможном употреблении алкоголя родителем во вред правам и (или) законным интересам ребенка).

 

 

Примеры:

ФИО, ДАТА РОЖДЕНИЯ 12.01.2020 был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.1 КоАП, в состоянии алкогольного опьянения;

при посещении семьи 19.09.2022 ФИО, ДАТА РОЖДЕНИЯ в присутствии ребенка (детей) находился с признаками алкогольного опьянения (имелись: запах алкоголя изо рта, нарушенная речь, шаткая походка; со слов, выпил 150 мл вина);

согласно информации от ближайшего окружения (от кого именно) ФИО, ДАТА РОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЯ (РОДИТЕЛЕЙ) злоупотребляет (злоупотребляют) спиртными напитками.

Примечание. Указанные примеры не охватывают всех возможных вариантов информирования об употреблении (о возможном употреблении) родителем (родителями) спиртных напитков (алкоголя) во вред правам и (или) законным интересам ребенка (детей). При употреблении родителем не спиртных напитков (не алкоголя), а иных психоактивных веществ (наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ) предоставляется соответственно имеющаяся информация                                  об употреблении иных психоактивных веществ.

Дополнительная информация об употреблении родителем (родителями) спиртных напитков или других психоактивных веществ указывается в запросе при наличии данной информации. При отсутствии такой информации рекомендуется указывать в запросе «Дополнительно сообщаем, что в отношении родителей ребенка (детей) отсутствует информация об употреблении (о возможном употреблении) ими спиртных напитков или других психоактивных веществ во вред правам и (или) законным интересам ребенка (детей)».

 

 

Директор                                                                                                 И.О.Фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель Телефон

свернуть

АКТ (Образец заполнения) обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (них)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО

«указывается учреждение образования»

____________Ф.И.О. руководителя

____________2024

АКТ (Образец заполнения)

обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (них)

  1. Дата обследования _______________________________________________
  2. Фамилия,  собственное   имя, отчество (если таковое имеется)

несовершеннолетнего(их) (акт заполняется на всех несовершеннолетних детей, целесообразно проверить указанные родителями даты, попросив представителя семьи показать документ. Таким образом будет выявлена ситуация с наличием либо отсутствием документов)

  1. Возраст, год рождения, место рождения (указываем возраст, дату рождения, место рождения можно узнать из свидетельства о рождении ребёнка)
  2. Адрес, телефон: (Указываем адрес постоянного места жительства, контактные телефоны родителей)
  3. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, место

жительства родителей, возраст, место работы, должность, состоят ли в браке) (необходимо обратить внимание на фактические данные: несовершеннолетний имеет одного или обоих родителей, состоят ли в браке, место работы родителей, если совместно не проживают, то указать местонахождение второго родителя. Если отцовство установлено, то записываются все сведения об отце. В данном случае должны быть предоставлены подтверждающие документы об установлении отцовства.) 

  1. Участие     каждого   из   родителей в воспитании и содержании

несовершеннолетнего (кто присутствует в семье на момент посещения, чем заняты дети, родители. Если родители совместно не проживают, то как принимает участие в воспитании и содержании ребёнка второй родитель. Если родитель не работает, то указываем причину с его слов. Как обеспечены потребности ребёнка в пище, одежде, обуви, игрушках, письменных принадлежностях. (описываем подробно). Имеется ли отдельное спальное место, чистые ли постельные принадлежности, имеется ли место для подготовки уроков (например: письменные стол, кухонный стол, журнальный стол, самодельный столик), имеются ли стулья, средства гигиены.) Кто осуществляет непосредственный уход за ребёнком в период его нахождения дома. Эмоциональная обстановка в семье на момент посещения.

  1. Состав семьи (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое

имеется), родственные отношения,  возраст,   занятость   и   др.)

(членами семьи являются только родители и лица их замещающие (опекуны, отчим) и дети. Указываем родственные отношения, возраст, дату рождения, занятость. У детей указываем учреждение образование, которое они посещают, класс.

  1. Иные граждане, проживающие в данном жилом помещении (Перечисляем всех граждан, проживающих в данном жилом помещении (дяди, бабушки, сожители и д.р.) с указанием даты рождения и занятости.)
  2. Сведения о несовершеннолетнем (их):

  (учреждение   образования, группа (класс), курс, не организован)

(Указываем информацию о всех детях из семьи)

занятость в свободное время (вид занятости, день недели, время)  (Указываем объединения по интересам, день недели, время занятий)

 состояние   здоровья - группа  здоровья, группа здоровья по физкультуре

(Если родители могут ответить, то заполняем с их слов. Можно информацию взять из классного журнала)

  1. Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником

либо членом организации граждан застройщиков)

(Ф.И.О. собственника или нанимателя, а если жильё ведомственное, то указываем организацию в чьём ведении находится жилое помещение)

  1. Общая   площадь   жилого   помещения, его характеристика    (водопровод, канализация, газ, наличие АПИ и др.) (Указываем общую площадь жилого помещения, вид благоустройства, наличие АПИ , наличие газа можно проверить попросив родителей зажечь горелку, характеризуем жилое помещение: какое санитарное состояние, поддерживается ли порядок (грязная и битая посуда, грязное переполненное мусорное ведро, запах мочи в помещении, окурки на кухонном столе, плесень на стенах, помещение не проветривается, разбиты или треснуты стёкла в оконных рамах, грязные межкомнатные двери, разбиты плафоны, оборванные обои, отсутствуют лампочки, в рабочем ли состоянии мебель, в каком состоянии ванная и туалетная комната. Указываем имеется ли задолженность по оплате за газ, электроэнергию (со слов родителей))
  2. В   какой   помощи    нуждается    несовершеннолетний  (семья)

(материальной, педагогической, медицинской, психологической, правовой и др.) (Прописывается конкретная помощь и ответственные за её оказание)

  1. Выводы (указать наличие либо отсутствие критериев и показателей социально -опасного положения несовершеннолетнего ( их)Обобщается информация, полученная при посещении семьи. Уточняем у родителей, что послужило причиной возможного неблагополучия в семье. Делаем вывод и мотивированное заключение о наличии критериев и показателей социально опасного положения либо трудной жизненной ситуации, с указанием целесообразной помощи семье. Указываем: родители уведомлены о начале социального расследования.

Члены комиссии   (акт подписывается членами комиссии и представителями государственных организаций, посетивших семью с указанием должности)                                   

Обследование условий жизни и воспитания детей должно проводиться в присутствии родителей.

С актом ознакомлен законный представитель                  

 

При отказе родителя от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

свернуть

Правила педагогических работников

Подписан приказ Министерства образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 «Об утверждении Правил педагогических работников».

Приказом утверждены Правила педагогических работников.

Документом установлена необходимость размещения в учреждениях образования в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на официальных сайтах учреждений либо на соответствующих страницах официальных сайтов указанных Правил.

В частности, согласно Правилам педагогические работники в своей деятельности должны руководствоваться следующими правилами:

  • в рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации;
  • соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
  • внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника;
  • строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег и др.

Правила педагогических работников

свернуть

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Заповеди разумного воспитания

Безопасность в сети Интернет