Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Социально-педагогический центр – социально-педагогическое учреждение, которое реализует план мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, координирует деятельность иных учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, оказывает психологическую и социально-педагогическую помощь законным представителям обучающихся и предназначено для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства.
Основными задачами социально-педагогического центра являются:
СПЦ, созданные районными (городскими) исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городах, осуществляют следующие функции:
по поручению местных исполнительных и распорядительных органов как органов опеки и попечительства в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите:
по поручению структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, как органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству:
по запросу суда выявляют мнение ребенка при рассмотрении дел по спорам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
участвуют в обследовании условий жизни кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), патронатные воспитатели;
участвуют в заседаниях судов по спорам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав и законных интересов;
ведут учет детей, находящихся в социально опасном положении;
координируют деятельность учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;
консультируют педагогических работников учреждений образования, по вопросам:
разрабатывают план реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, в котором определяют цели, задачи, формы и методы работы с ребенком, признанным находящимся в социально опасном положении, и его родителями;
реализуют программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
обеспечивают реализацию мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
осуществляют меры социальной защиты и реабилитации в отношении детей – жертв торговли людьми;
создают условия для временного проживания (не более шести месяцев) и осуществляют социальную реабилитацию детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, указанных в пункте 21 настоящего Положения, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства;
осуществляют социальный патронат семей в случаях принятия решения КДН районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе о возвращении ребенка родителям (единственному родителю) в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, защите прав и законных интересов ребенка;
осуществляют информационно-аналитическую деятельность по вопросам профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
оказывают психологическую помощь, в том числе проводят психологическую диагностику, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;
на основании информации о неблагоприятной для детей обстановке, поступившей из отдела (управления) образования, проводят социальное расследование в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования;
по решениям управлений (отделов) образования обеспечивают оказание психологической помощи участникам образовательного процесса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в которых отсутствуют штатные единицы педагогов-психологов;
иные функции, предусмотренные законодательством и уставами СПЦ.
СПЦ является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.