РУС БЕЛ ENG

Приемным родителям

План  заседаний районного методического объединения приёмных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ Вилейского района на 2023-2024 учебный год

                                                                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления

по образованию спорту и туризму

Вилейского райисполкома

_____________О.В. Артышевич

                                                                                                                                          «______»_____________2023 г.

 

 

План

 заседаний районного методического объединения

приёмных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ

Вилейского района на 2023-2024 учебный год

 

Цель: оказание помощи замещающим родителям в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение условий для разностороннего развития личности, укрепление навыков конструктивного взаимодействия в семейной системе на разных этапах функционирования, а также повышение педагогического мастерства замещающих родителей в вопросах профилактики зависимого поведение.

 

Задачи:

  1. Повышать компетентность приемных родителей в области владения содержанием основных нормативных правовых документов по функционированию приемной семьи;

2.Расширить знания замещающих родителей в вопросах профилактики зависимого поведение;

3.Формировать у приемных родителей, родителей-воспитателей знания и практические умения обучения приемных детей преодолевать трудные жизненные ситуации;

4.Стимулирование эффективности профессионального диалога, обмена опытом и развития саморефлексии замещающих родителей.

 

Тема заседания

Форма проведения

Дата, место проведения

Вопросы для обсуждения

Заседание 1.

 «Организация деятельности методического объединения замещающих родителей в новом учебном году»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

семинар-практикум

 

19.10.2023 г.

ул. Площадь Свободы, 2

актовый зал

ГУО «Вилейская гимназия №1 «Логос»

 

10.30

 

1. О работе методического объединения приемных родителей, родителей-воспитателей за 2022-2023 учебный год. Основные направления деятельности приемных родителей, родителей-воспитателей на 2023-2024 учебный год.  

Педагог-психолог ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»

Аксючиц Е.О.

 

2. Нормативные и правовые документы, касающиеся защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Основные формы документирования работы приемных родителей, родителей-воспитателей.

Педагог-психолог ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр» Аксючиц Е.О.

 

Тема заседания

Форма проведения

Дата, место проведения

Вопросы для обсуждения

Заседание 2.

«Зависимое поведение детей и подростков: причины, последствия»

 

 

круглый стол

20.12.2023 г.

ул. Площадь Свободы, 2

актовый зал

ГУО «Вилейская гимназия №1 «Логос»

 

10.30

 

1. «Подростки и психоактивные вещества: как выявить и что предпринять». 

 Врач нарколог УЗ «Вилейская ЦРБ» Поклад М.Г

 

2. Правовая ответственность несовершеннолетних и их законных представителей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Инспектор ИДН Вилейского РОВД Селюн А.Ф.

 

3. Итоговая рефлексия. Обсуждение и принятие рекомендаций.

  Педагог-психолог ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр» Аксючиц Е.О.

 

 

Тема заседания

Форма проведения

Дата, место проведения

Вопросы для обсуждения

Заседание 3.

«Влияние семьи на формирование личности ребёнка»

 

семинар-практикум

 

28.03.2024 г.

ул. Площадь Свободы, 2

актовый зал

ГУО «Вилейская гимназия №1 «Логос»

 

10.30

 

1. «Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений»

Психолог ЦЗПиМ «Перезагрузка» Дорожинская Т.В.

 

2. «Кризисные состояния и психологические травмы у детей и подростков»

Педагог-психолог ГУО «Начальная школа №6 г. Вилейки» Послед Т.В.

 

3.Духовность и нравственность, как залог счастливой семьи.

Представитель Вилейского православного прихода

 

4. Итоговая рефлексия. Осуждение и принятие рекомендаций.

Педагог-психолог ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»

Аксючиц Е.О.

 

 

 

Тема заседания

Форма проведения

Дата, место проведения

Вопросы для обсуждения

Заседание 4.

«Организация летнего оздоровления детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей».

 

 

 

семинар-практикум

 

29.05.2024

ул. Площадь Свободы, 2

актовый зал

ГУО «Вилейская гимназия №1 «Логос»

 

10.30

 

1.      Итоги работы РМО приёмных родителей в 2023/2024 учебном году.

Педагог-психолог ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»

Аксючиц Е.О..

 

2. Анализ работы клуба приемных родителей «Диалог».

    Педагог социальный ГУО «Чурлёнский УПК детский сад – средняя школа» Кибалко А.Л.

 

3.      Рефлексия. Анкетирование  по итогам работы МО в 2023/2024 учебном году.

Педагог-психолог ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»

Аксючиц Е.О..

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Воспитание в замещающей семье: пособие для пед. работников учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения, специалистов соц.-пед. учреждений, органов охраны детства, замещающих родителей;
  2. Бубен С.С., Чечет В.В. Опекунские (приемные) семьи и детские дома семейного типа – важнейшие средства решения проблемы социального сиротства//Социальная работа с ребенком и семьей. - Минск: Нар. асве-та, 2000.
  3. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Нар. асвета, 1980.
  4. Ковалёв С.А. Психологические проблемы воспитания приёмных детей // Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Ю.А. Сойка и др.; Под ред. Л.И. Смагиной. - Мн.: Універсітэцкае, 1999.

 

Исполнитель: педагог-психолог  -  Е.О. Аксючиц

свернуть

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

памятка для родителей

 

Адаптация ребенка в замещающей семье - это объективно необходимый процесс вхождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новую семью. Процесс адаптации - процесс двухсторонний. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что адаптируется не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее.

Процесс адаптации состоит из нескольких типичных этапов. Зная особенности каждого этапа, родители смогут избежать многих проблем во взаимоотношениях с ребенком и сохранить привычную семейную атмосферу. 

 

 

ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1. «Знакомство» или «Медовый месяц»

 

Итак, ребенок помещен в вашу семью. На первом этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, пытается поддержать доброе отношение к себе.

 

Как сгладить возможные проблемы и упростить привыкание ребенка к семье?

  • Учитывайте, что у ребенка был жесткий режим, старайтесь менять его не резко;
  • Выясните предпочтения ребенка в еде, не старайтесь ввести в рацион сразу все непривычные, но полезные продукты. Со временем ребенок сам начнет пробовать есть все, что едят в семье;
  • Если ребенку что-то особенно нравится в еде или развлечениях, не предоставляйте ему это сразу в больших количествах. Умеренность и постепенность в это время для ребёнка гораздо важнее мер по «компенсации обделенности» его в чем-либо;
  • Не дарите ребенку сразу много новых игрушек. Они могут не вызвать у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут и напугать;
  • Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. С друзьями и родственниками можно будет познакомить ребенка, когда он адаптируется и почувствует себя в доме увереннее;
  • Постарайтесь оградить ребенка от новых для него резких и громких звуков, сильных запахов;
  • Если у вас есть домашние животные, будьте особенно осторожны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе;
  • В первое время не перегружайте ребенка новыми впечатлениями. Не совершайте дальних поездок и прогулок, не посещайте шумных праздников. На этом этапе важно, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а для этого важны стабильность и отсутствие избыточной новизны;
  • Не ждите, что ребенок сразу начнет проявлять положительные эмоции и привязанность к членам семьи;
  • Первое время будьте с ребенком как можно чаще вместе. Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает;
  • Старайтесь как можно спокойнее реагировать на его рассказы о неблагополучии прошлого, нецензурные слова, игры, где он представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день;
  • Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь!

 

Что должен знать ребенок на этом этапе  (в соответствии с возрастом и уровнем понимания):

  • Как называть приемных родителей;
  • Почему он находится здесь и на какой период времени;
  • Где он будет спать, есть, играть, делать уроки и т.п.;
  • Правила семьи и распорядок жизни семьи;
  • Кто является членами семьи;
  • Какие существуют семейные традиции, ритуалы;
  • Кто будет принимать решения (вместо него и для него);
  • Кого и о чем можно просить;
  • Как будут складываться его взаимоотношения с биологической семьей.

 

Приемным родителям на этом этапе необходимо:

  • Собрать всю доступную информацию о том, как ребенок жил до того, как попал к ним;
  • Изучить распорядок дня, традиции, привычки ребенка;
  • Уважительно относиться к тому, что довелось пережить ребенку;
  • Не перегружать ребенка чрезмерными требованиями;
  • Постараться создать для ребенка максимально комфортную атмосферу;
  • Не отвергать позитивный опыт, накопленный ребенком

в общении с биологическими родителями и воспитателями детского дома или приюта;

  • Помочь ребенку понять требования к нему со стороны семьи и правила поведения в ней;
  • Настаивать на незамедлительном изменении только тех моделей поведения, которые подвергают опасности остальных членов приемной семьи или самого ребенка;
  • Помнить, что прежде чем что-то изменится, должно пройти время;
  • Стараться вовлечь в процесс приспособления ребенка к семейному укладу всех членов семьи.

 

  1. «Уже не гость» – «возврат в прошлое» – «регрессия»

 

Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация.

 

Родители должны понимать, что:

  • Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться – восстановить свое право жить в семье. Проявлениями самоутверждения могут быть упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т.д;
  • На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности, чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п;
  • В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка;
  • Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Создается ощущение, что ребенка просто подменили, так как у него резко ухудшилось поведение. Не стоит пугаться – это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, который обусловлен множеством причин. Взрослым следует порадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой новостью с педагогом-психологом.

Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:

  • Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье. Иногда они провоцируют воспитателей на разрыв, демонстрируя своим поведением двойственность – привязанность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своем опыте;
  • Дети колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью;
  • Вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться;
  • Дети могут демонстрировать то, чему они научились в родной семье, их представления о том, как надо себя вести. Проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых.

 

У таких детей очень много оснований для того,  чтобы вести себя «плохо», и это становится дополнительной нагрузкой для воспитателя, осложняющей появление у него привязанности к ребенку. Поэтому очень важно для воспитателя:

  • не ждать быстрых «результатов»;
  • сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их;
  • обращаться за помощью к специалистам, не боясь, что вас сочтут некомпетентными.

 

В отличие от начальной стадии, в это время заботящиеся взрослые уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его и чувствуют себя более уверенно. Ребенок в свою очередь начинает дорожить семьей, уже не думает всерьез об уходе и больше доверяет воспитателям. Ощущение контакта с ребенком, взаимное понимание и теплые чувства – все это появляется по мере решения проблем.

Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

 

Распространенные ошибки взрослых на этом этапе:

  • У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения;
  • У детей, воспитывавшихся в детских домах (приютах), за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь…»), либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг;
  • Ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;
  • Приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык что-то делать. Его необходимо сначала научить;
  • Ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков);
  • Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка, преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка, начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка.

 

Важно помнить!

 

  • Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен;
  • Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам или другим приемным родителям;
  • Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляются улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, расцветает.

 

Кризисный этап необходим принимающей семье, поскольку:

  • Он выявляет для взрослых проблемы ребенка, взрослые лучше понимают ребенка и ищут с помощью специалистов пути решения проблем;
  • Невозможно вступить в следующий этап, минуя кризисный, этому препятствуют эмоциональные проблемы;
  • Пройдя через кризис, родитель приобретает необходимую ему уверенность, становится воспитателем более высокой квалификации, что ведет к укреплению семьи;
  • Ребенок начинает чувствовать себя в семье более уверенно: его не отправят обратно в детский дом или приют, даже если он сделает что-нибудь неправильно;
  • Снижение уровня  тревожности  и  повышение самооценки ребенка позволяют ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;
  • Полученный жизненный опыт, совместно преодоленные трудности сплачивают семью, происходит улучшение семейных взаимоотношений.

 

  1. «Вживание», «стабилизация отношений»

 

На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным.

 

Выделяют следующие дестабилизирующие моменты:

  • Недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность, бунт. Они, подобно приемному, также могут начать плохо себя вести, у них могут снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако теперь родители лучше понимают и проблемы кровных детей, им легче справляться с ними;
  • Небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Эмоциональная жизнь ребенка продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. Самооценка ребенка может очень сильно страдать, и отношения с приемными родителями могут ухудшиться при неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка. Ребенку на протяжении всей жизни нужны его биологические корни. Следует поощрять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности.

 

Понимание связи между ошибками родителя и ухудшением взаимоотношений в семье может оказаться в ряде случаев очень сложным для членов приемной семьи. Зачастую в таких ситуациях требуется помощь извне, со стороны сопровождающих специалистов. В то же время этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.

 

 

 

 

  • Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить;
  • Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме;
  • Исчезает напряжение, дети начинают шутить, пытаются обсуждать свои проблемы и трудности с взрослыми;
  • Если раньше ребенка привлекали малыши, то теперь он выбирает компании, близкие ему по возрасту;
  • Ребенок привыкает к правилам поведения в семье. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи;
  • Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни;
  • Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям;
  • Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным;
  • У многих детей меняется внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные – более сдержанными, а зажатые – более открытыми;
  • Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства.

 

Для построения любых взаимоотношений требуется время. Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него на душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен. Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком.

 

Адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одно из главных качеств этого периода – принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.

свернуть

Найди меня, мама!

Найди меня, мама!

Приемная семья – это семья, в которой супруги (один из них) или одинокие граждане выполняют обязанности по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

 Профессия приемного родителя, родителя-воспитателя – это

  • официальная работа на дому (основная или по совместительству);
  • трудовой стаж;
  • зарплата педагога 2 категории;
  • отпуск 56 дней;
  • курсовая подготовка;
  • постоянная поддержка специалистов.

Если ВЫ убеждены в том, что у каждого ребенка должна быть семья, и можете принять на воспитание детей с трудной судьбой

ТОГДА ЭТА ПРОФЕССИЯ ДЛЯ ВАС!

Всю необходимую информацию по вопросам создания приемной семьи можно получить:

ГУО «Вилейский районный социально–педагогический центр», а/г Шиловичи, 4, телефоны: 2-17-96, 2-43-54

 

ВЫ МОЖЕТЕ ИМ ПОМОЧЬ!

    Рядом с Вами живут дети, у которых сегодня нет семьи. Их мало просто любить. Им надо помочь пережить горе от разлуки с родителями и снова наладить отношения с родными и близкими, защитить права и законные интересы, помочь стать самостоятельными и занять достойное место в жизни.

    Это непросто, потому что требует серьезных знаний, умений, навыков, собственного опыта родительства.

   Это профессиональный оплачиваемый труд приемного родителя и родителя-воспитателя детского дома семейного типа.

   Эту профессию Вы можете освоить!

     Кандидат в опекуны (попечители): в течение 5 дней со дня подачи заявления кандидатом в опекуны (попечители) со всеми необходимыми документами запрашивает из соответствующих органов и организаций следующие сведения и документы:

  • справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в опекуны (попечители);
  • справку о размере заработной платы (денежного довольствия) кандидата в опекуны (попечители) либо копию декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий установлению опеки (попечительства) год;
  • копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в опекуны (попечители) на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением.

Управление по образованию:

  • о том, имеют ли кандидаты в опекуны (попечители) судимость за умышленные преступления или осуждались ли за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека - из соответствующего управления внутренних дел облисполкома или главного управления внутренних дел Минского горисполкома;
  • о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным - из суда по месту жительства кандидата в опекуны (попечители);
  • о том, признавались ли дети кандидата в опекуны (попечители) нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в опекуны (попечители) от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей - при необходимости из местного исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в опекуны (попечители);
  • сведения о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидатов в приемные родители.

Для рассмотрения вопроса об установлении опеки (попечительства) над ребенком и назначении опекуна (попечителя) осуществляется сбор следующих документов в отношении ребенка:

  • свидетельство о рождении (при наличии);
  • медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;
  • документы об обучении (для детей, получающих общее среднее образование);
  • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  • документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения (его части);
  • документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;
  • удостоверение беженца (при наличии);
  • свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (при наличии);
  • свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь (при наличии);
  • справка о регистрации заявления о предоставлении убежища в Республике Беларусь (при наличии);

Информацию о детях, нуждающихся в семейной заботе, можно получить на портале WWW.DADOMU.BY

         Какие существуют формы устройства ребенка в семью?

                 Усыновление - открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития. Усыновление – основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.

                Опека – тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми. Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений (отделов) образования по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

              Приемная семья – относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей, создание и деятельность которой регламентируется Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г. № 1678. Согласно этим документам, семья (или одинокий родитель) могут принять на воспитание в свою семью от одного до четырех детей. Один из родителей принимается на работу отделом образования на должность приемного родителя (возможно совмещение должности приемного родителя с другой работой). Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Приемная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребенок является близким родственником приемных родителей, в этом случае возможны только опека или усыновление.

                Детский дом семейного типа (ДДСТ) имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется Положением о детском доме семейного типа. ДДСТ создается решением местных исполнительных и распорядительных органов. Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью от 5 до 10 детей. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условиях для ДДСТ, выплачивает денежное пособие на содержание приемных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж.

 

свернуть

Искусство быть родителем

Искусство быть родителем

(консультация для опекунов)

 

Подготовил: педагог-психолог – Аксючиц Е.О.

 

Семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Свой первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье, здесь он делает первые наблюдения и учится, как нужно вести себя в различных ситуациях. От того, какая атмосфера является доминирующей в семье, зависит то, каким будет поведение малыша в дальнейшем. Наблюдая ссоры и постоянные конфликты, ребенок может вырасти тревожным и агрессивным, тогда как безразличие родных сделает его безынициативным. И чрезмерное опекунство тоже плохо, ведь оно уничтожает самостоятельность малыша.

Ваши внуки в своей жизни уже столкнулись с трудностями, их родители лишены родительских прав. Лишение родительских прав — мера ответственности и, как всякая мера ответственности, служит не только целям защиты детей, но и выполняет карательную функцию в отношении родителей. Поэтому данная мера применяется, только если родитель виноват. Обеспечивая своих внуков красивой одеждой, хорошей едой и дорогими игрушками, называть всё это полной заботой  и  любовью нельзя. Нельзя ответственность за воспитание детей перекладывать на кого-то: на детский сад, потом на школу, именно Вы и только Вы, сейчас несёте полную ответственность за жизнь, здоровье и воспитание своих внуков. А окружающие постараются вам помочь.

Как вырастить ребенка счастливым и быть ему хорошим примером, бабушкой, которая всегда готова выслушать, понять, поддержать? Ответить однозначно достаточно сложно, но при желании все это реально осуществить.

Каждая семья имеет свою определенную систему воспитания, зачастую она складывается неосознанно. Существует четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Диктат, гиперопека, невмешательство – крайние типы отношений, необоснованные, привносящие определённые проблемы, вызывающие протест. Сотрудничество – оптимальная позиция, отвечает требованиям адекватности, гибкости. И здесь важны конкретные примеры – чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось нашими делами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Например, если вы учите свое чадо, что врать нехорошо, а сами тем временем от этого правила отходите, все ваши нравоучения пойдут насмарку.

Существуют некоторые внутрисемейные факторы, которые имеют воспитательное значение. С их помощью можно уменьшить отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, в то же время увеличив влияние положительное.

При воспитании ребенка необходимо соблюдать следующие правила:

- находить время, чтобы просто поговорить с малышом;

- интересоваться успехами, проблемами ребенка: «Как прошёл твой день?», «Как дела у твоих друзей», «Тебе нужна моя помощь?»;

- не давить на ребенка, таким образом, помогая ему самому принимать решения;

- уважать право малыша на собственное мнение

ПОМНИТЕ:

  1. Малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
  2. Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  3. Ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны мы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть, не выслушали, не поддержали и т.п.
  5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться.

Наказывая ребёнка, подумайте: зачем?

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…  Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики»,  «на всякий случай»!

За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть только одно, за все сразу. Наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.

Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы не справедливы, наказание подействует в обратную сторону! Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

Постарайтесь открыть детям мир духовных и моральных ценностей. Семейные традиции, общие дела, совместный отдых формируют у детей положительный опыт семейной жизни. Следуя вашему примеру, дети воспримут те моральные ценности, которые вы хотите им передать.

В воспитании ребенка нужна и любовь, и определенные знания. Многое мы делаем инстинктивно, но, чтобы воспитание ребенка было более успешным, необходимо самим учиться, обсуждать и наблюдать. Задача взрослых помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократичном обществе, регулируя свои права в отношениях с государством и другими людьми. Эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах, которые имеются для обеспечения этих прав. От того, насколько сами взрослые способны, живя и действуя, как законопослушные граждане, зависит, смогут ли они передать эти правовые знания детям, защитить их права.

свернуть

Замещающая семья и её ценности

"Замещающая семья и её ценности"

 

Для ребёнка замещающая семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

На чём же должна она строиться? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. В данной статье говорится о том, каким образом можно привнести в семью ценности, такие, например, как семейные традиции.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Семейные традиции и ритуалы:

позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада» при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;

дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник»;

создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

позволяют ощутить  гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

  1. Повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся.
  2. Традиция на то и традиция, чтобы соблюдать ее всегда.
  3. Можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы.
свернуть

Воспитание ребёнка в семье опекуна.

Воспитание ребёнка в семье опекуна.

    Взяв на себя ответственность о воспитании и заботу о ребёнке, оставшегося без попечения родителей, нужно помнить, что в его памяти или восприятиях остаются образы и чувства  к своим родителям. Какими бы ни были родители ребёнка - уважайте их (прежде всего, речь идёт о людях, которые дали  жизнь малышу). Тогда и ребёнку, а затем и подростку, и вам будет значительно легче жить рядом, общаться, любить и уважать друг друга. Тогда ваша помощь будет принята и приятна.

    Как это сделать? Представляя перед собой родителей ребёнка, сделайте им длительный поклон.

    Как общаться с ребенком?

    Правильное общение опекунов с детьми помогает повысить уверенность ребенка, его чувство собственного достоинства. В любом возрасте дети должны чувствовать уверенность в том, что они могут рассказать вам обо всем, что происходит в их жизни.   

    Как достичь этого?

1.     Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любить детей нужно не из-за внешних или внутренних качеств, а за то, что они есть. Не бойтесь говорить ребенку, что он вам дорог и важен.

2.     Не стройте общение только из рассказа о чем-либо или поучении. Общение – это умение выслушать мнение ребенка, понять его эмоциональное состояние. Если Вы чем-то заняты и не можете выслушать ребенка, не делайте вид, что слушаете его. Скажите, что заняты, что поговорите с ним позже. И обязательно выполняйте своё обещание.

3.      Общаясь с ребенком, старайтесь не прерывать его, сохраняйте зрительный контакт, используйте язык жестов, улыбайтесь.

   Впервые годы жизни собственную и психологическую защищенность, удовлетворение потребностей ребёнка, развитие его личных качеств обеспечивают опекуны. И от того, что с первых лет заложено в ребёнке: аккуратность, соблюдение личной гигиены, режима дня, осознание и выполнение своих прав и обязанностей, дисциплина,  нравственные качества, будет служить основой его безопасности и уверенности строить свою судьбу.

    Общие правила, позволяющие легче приучить ребенка к аккуратности: 

1. Поддерживать порядок должно быть легко. Минимум вещей в детской. Минимум игрушек в один момент времени в доступе (удобнее всего оставлять на поверхности 15 игрушек – и менять их раз в две недели на другой набор).

2. Мусорные корзинки в каждой комнате облегчают поддержание порядка. Представьте, что с каждой картофельной шкуркой вам нужно было бы бегать из кухни в комнату. Удалось бы избежать горки очистков на ближайшей поверхности? Вряд ли. 

3.Музыка – помощник при уборке. Телевизор – помеха. 

4.Не наказывайте уборкой! Помните: мыть полы или стирать одежду в наказание – это значит обесценивать важность и нужность того, что делает ребенок. 

5.Не жалейте похвалы! Даже если поддержание порядка обязанность ребенка, поблагодарите его, похвалите и поддержите. 

    И помните: аккуратность – это труд. А для облегчения этого труда уже придумано многое.

    Как привить интерес к знаниям.

  «Знания пригодятся тебе в жизни, они расширяют кругозор» – эти слова не несут никакого смысла для детского восприятия.  Ребенку же интересно существовать в моменте. А значит, тяга к знаниям должна быть внутренней потребностью. И развивать ее необходимо задолго до школы.

   Учиться – не означает сесть за письменный стол, достать учебник и выполнять задания по образцу. К этому постепенно можно прийти, но начинать занятия с маленькими детьми стоит только в игровой форме. Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее на прогулке, трогая и сравнивая. Изучить право и лево можно легко во время регулярной зарядки. 

   Развивать память – во время простой игры: накрываете несколько игрушек платком (лучше, если это будут знакомые и связанные между собой предметы, например, фигурки персонажей любимого мультфильма), просите ребенка запомнить игрушки и закрыть глаза, убираете один предмет за спину и спрашиваете: кто исчез? В эти своеобразные прятки дети могут играть очень долго, если то, что прячется под платком, им нравится. Таким образом, в любую игру можно внести небольшой учебный элемент. 

   Важно научить ребенка выражать свое мнение, задавать вопросы, делать выбор. Для этого возможность выбора нужно предоставлять с раннего возраста: какую книгу почитать перед сном, какой кружок ему было бы интересно посещать.

  Придерживайтесь распорядка дня.

  Распорядок дня нужен не только для того, чтобы упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры (отдых) и занятия – это такая репетиция будущей схемы «урок-перемена». Например, после обеда у вас традиционные полчаса чтения, потом ребенок смотрит мультфильм, затем вы идете на прогулку, а после улицы садитесь рисовать или играть с азбукой и т.д.

  Создавайте небольшие сложности.

  Настойчивость и целеустремленность развиваются, когда есть мотив к преодолению трудностей. Так младенец начинает ползать, когда хочет дотянуться до привлекательной игрушки. В жизни любого ребенка должен быть вызов, побуждающий его приложить усилия. Справляясь с поставленной задачей, ребенок получает большое удовлетворение, и это чувство, к которому он стремится в дальнейшем, берясь за новые задачи.

   Не преувеличивайте роль наград.

   Однажды сладости и игрушки, обещанные за выполнение вашей просьбы, перестают работать, их становится недостаточно. Ребенок должен испытывать внутреннее удовлетворение от сделанного, поэтому не стоит все успехи оценивать материальным призом. В идеале мотивированный ребенок выполняет задание не потому, что он ждет награды, а потому, что ему это интересно. И улыбка ваша и добрые слова похвалы от них – не меньшая награда, чем новая игрушка. 

  Будьте терпеливы.

  Дети чутко замечают, когда вы нервничает, и могут закрыться еще больше. Обстановка  должна быть спокойной и доброжелательной, и обязательно привносить в домашние дела элемент игры и шуток. 

 

свернуть

КАКОЙ ОН? УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ

Чаще…родитель бывает успешным,

когда понимает, что главное, важное и второстепенное.

Семья представляет собой сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья формирует ребенка, его отношение к жизни, его взгляды и стремления. Очень важным моментом является понятие «успешных внутрисемейных отношений», которые строятся на доверие, любви, заботе.

Об успешном родителе можно говорить только в том случае, если он «принимает» своего ребенка таким, каков он есть. Это первоначальный этап построения детско-родительских отношений. При эмоциональном принятии ребенка и его поведения зависит от целого ряда факторов – от поступков ребенка, личности родителя, образа Я, уровня толерантности и прочих особенностей ребенка, а также внутреннего состояния родителя (утомления, настроения, болезни), от конкретной ситуации.

Главным условием формирования адекватных детско-родительских отношений, в которых родитель становится конструктивным партнером и помощником ребенку, является

передача информации ребенку о принятии его как самоценной личности. Родителю нужно помнить о необходимости активного слушания, когда взрослый передает и выражает свои эмоции, чувства и мотивы поведения ребенка.

Следует отметить, что никто из нас не рождается с навыками успешной родительской деятельности, однако многие хотят быть самыми лучшими родителями. Каким должен быть хороший, успешный во всех смыслах этого слова родитель?

10 качеств успешных родителей

 

  1. 1. Выявляйте хорошие качества в ваших детях.

Прилагайте усилия, чтобы выявлять и хвалить своих детей за их хорошие качества. Выделите главные достоинства детей и пусть они растут на них.

  1. Ежедневно проводите время со своими детьми.

Жизнь отнимает всё наше время. Легко стать «слишком занятым», чтобы сделать что-нибудь со своими детьми. Если у вас нет времени на это, найдите его. Выделите вашим детям тридцать минут каждый день на их потребности и желания

 
  1. Вежливо общайтесь с детьми. Вежливо говорите с детьми. Поговорите с ними по-дружески обо всем, что они хотят обсудить. Избегайте попадания в ловушку, говоря с детьми только тогда, когда нужно воспитывать их. Детям привлечь ваше внимание наиболее легко, когда они попадают в беду, но не допускайте, чтоб это стало единственным поводом общаться с ними, потому что общение в таком случае будет не очень приятным. Пусть ваше общение с детьми будет положительным и они с большей охотой станут делиться как хорошими, так и плохими новостями.
  2. Вовлекайте детей в повседневный быт и семейные поездки.

Проводите побольше времени в семье, общаясь друг с другом. В дополнение к бытовой деятельности, планируйте веселые мероприятия вне дома, в которые могут быть вовлечены и дети. Планируйте что-нибудь простое, но интересное, чтобы каждый мог получать удовольствие. Пусть для детей войдет в привычку ожидание чего-нибудь интересного от совместно проведенного времени.

  1. Слушайте внимательно своих детей.

 

Обратите внимание на то, как вы слушаете своих детей, особенно если вы заняты. Покажите детям, что вы считаете важным то, о чем они говорят. В те моменты, когда вы заняты, очень легко сделать ошибку, отвечая своим детям на вопросы, не обращая должного внимания на то, что они говорят. Когда вы поймали себя на том, что отвечаете детям на вопросы такими словами как «угу», «да» или похожими фразами бездумной речи, примите это к сведению и обратите более пристальное внимание на своих детей.

  1. Будьте готовы к изменениям. Немаловажно, чтобы быть успешным родителем, знать, когда нужно что-то изменить в себе. Родители тоже делают ошибки время от времени. Ничего страшного в этом нет, если вы способны их сами признать и постараться измениться в лучшую сторону.

7.Обеспечение безопасности детей. Забота о безопасности ваших детей может показаться настолько очевидной, что не нуждается в обсуждении.Одни родители учат своих маленьких детей переходить оживленную улицу возле школы, в то время как сами сидят в своих машинах, другие позволяют своим детям бродить

 

по улицам без знания того, где они находятся.

  1. Не позволяйте вашим детям проявлять неуважение к вам или вашему супругу.

Будьте уверены, что ваши дети понимают, что вы от них ожидаете уважения.

  1. Не спорьте с вашим супругом в присутствии детей.

Нет ничего плохого, если ребенок узнает, что между родителями существуют разногласия, но не допускайте, чтобы он стал участником этого спора. Не ставьте ребенка в положение, когда ему нужно принять или слушать какие-то высказывание, за которые позже придется извиняться. Держите детей подальше от конфликтов.

  1. Говорите детям, что вы их любите.

Никогда не воздерживайтесь от того, чтоб сказать детям, как вы их любите.

 

Наш адрес:

Минская область

Вилейский район, аг. Шиловичи

ул. Комсомольская, д.4

Наш телефон:

2-17-96

2-43-54

 

ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»

 

 

 

 

КАКОЙ ОН?

УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ

(Советы для опекунов и приёмных родителей)

 

 

 

 

Телефон доверия:

2-17-96

Круглосуточно, без перерывов

 

 

 

 

2023 год

свернуть

Адаптация ребёнка в новой семье

Адаптация ребёнка в новой семье

(консультация для приёмных родителей)

 

Детям,  оставшимся без попечения родителей, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью.

Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое совершенно незнакомое место, причем это произошло помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и вы будете растеряны.

Длительность этого момента зависит от особенностей  психотипа или особенностей нервной системы. Кто-то, оглянувшись, постарается забиться в укромное местечко и оттуда рассмотреть незнакомое место, а кто-то, наоборот, начнет проявлять активность, суетиться. Варианты поведения могут разные: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения. Когда шоковое состояние пройдет, вы, наверное, начнете оглядываться вокруг себя, замечать, что и кто находится рядом с вами, и предпринимать попытки освоиться в новом месте. Если рядом окажутся люди, обратитесь к ним с вопросами. Вас заинтересуют окружающие предметы и вещи, которые начнете трогать, исследовать их, действовать в зависимости от складывающейся ситуации.

Дальнейшее приспособление к жизни в новом месте будет зависеть от вашего опыта, умений, знаний, желания жить в этом месте, от того, как будут удовлетворяться ваши потребности. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их поддержка и помощь, их радушие или враждебность по отношению к вам. Попадая в новые условия, усыновленный (приемный) ребенок и его новые родители будут испытывать примерно такие же состояния, которые называются адаптацией — процессом привыкания, притирания, людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Испытывать, что такое адаптация, каждому человеку приходилось в жизни не раз (при вступлении в брак, при перемене места жительства, смене места работы и т. п.).

Адаптация в новой семье — процесс двусторонний, т. к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям. Подумайте, кому легче адаптироваться: тому, кто остался в привычной обстановке, или тому, кто попал в новые условия?

Особенности адаптации детей в новых условиях

Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будут разные. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

Как же сделать так, чтобы, перешагнув порог вашего дома, ребенок захотел в нем остаться? Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребенка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, к которому вы привыкли, а ребенок никогда его не видел.

Вероятнее всего, и реакция на членов семьи у ребенка будет разная. Кто-то не будет никому отдавать предпочтения и станет одинаково относиться как к папе, так и к маме. Чаще всего ребенок сначала отдает предпочтение кому-то одному. Одни — предпочтут папу и будут мало уделять внимания маме, а другие, наоборот, по привычке будут льнуть к женщине, а кто-то потянется к бабушке. Почему это происходит, взрослому бывает трудно понять, а дети не могут объяснить свои чувства. Возможно, ему понравились внешние признаки (улыбка, глаза, прическа, одежда), или женщина своим обликом напомнила нянечку из детского дома. Внимание любопытных остановится на мужчине потому, что ему в доме ребенка не хватало мужской заботы, и таким предпочтением он восполняет образовавшийся дефицит. А кому-то за время пребывания в учреждении женщины стали привычнее и ближе, а мужчины пугают.

Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.

Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Не удивляйтесь, что он иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает «как тебя зовут», «а что это» помногу раз. И это не потому, что у него плохая память или он недостаточно умен. Такое происходит либо потому, что его мозг пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. И в то же время, довольно часто, совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время, дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.

Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.

Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.

В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка. У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь…»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка.

Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.

Чувство жертвы обстоятельств приводит ребенка к мысли, что взрослые не беспокоятся о нем, и он может захотеть уйти из дома. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся. Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый — проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.

Не подготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам или таким же усыновителям. Сейчас большие возможности для обмена информацией, поделиться проблемами предоставляет интернет.

Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает». Неоднократно было отмечено, что после удавшегося усыновления у детей начинают расти «новые» волосы (из тусклых они становятся блестящими), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе.

Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то он покидает их игры, выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности с взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям. Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные — более сдержанными, а зажатые — более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим его в свою семью.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям. Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения.

Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), а также то, что мы уже отмечали выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. То есть каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.

Следующий кризис может наблюдаться в подростковом возрасте. В первой половине подросткового возраста идет формирование идентичности, он стремится к независимости и эмансипации.

свернуть
Дети в дом приходят по-разному